20 августа 2014

Очередь дошла до кино…

Очередь дошла до кино…

Премьера первого фильма в России состоялась в октябре 1908 года. Старейшая киностудия «Ленфильм» была основана в 1914 году. С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до объёмного звукового, от чёрно-белого до цветного, от пленки 35 мм до цифрового формата 4К.

Со временем своё отражение на киноплёнке получили практически все значимые события из истории страны, её выдающиеся деятели, достижения культуры, науки и техники. Более того, за сто лет технологии съёмки стали доступны любому гражданину, что привело к созданию огромного количества частных видеоколлекций.

Сегодня многие из этих записей являются культурным достоянием республик, краёв и областей, ценными архивными фондами и фактически самыми честными, открытыми и «живыми» источниками истории. Именно этой особенностью обусловлены огромный интерес общества к ним и задача оцифровки этих уникальных фондов многими субъектами РФ. Здесь, конечно, стоит сказать и о сохранении информации для будущих поколений, так как большинство аудио- и видеоносителей активно подвержены физическому разрушению, и оцифровка здесь — единственное решение.

По итогам паспортизации на 01.01.2013 г. в государственных и муниципальных архивах, государственных музеях и библиотеках, организациях РАН насчитывается более 700 тыс. единиц хранения кино- и фонодокументов (0,26% от общего объёма). А с учётом федеральных архивов — более 1,2 млн единиц хранения.

Технологии сканирования

Говорить об оцифровке кино- и видеодокументов невозможно без рассказа о передовых технологиях, которые обеспечивают качество и скорость работы современного оборудования. Представляем вам их краткий обзор.

Метод «влажного сканирования» (WET GATE)

Уникальный модуль «Wet gate» применяется в ряде профессиональных киносканеров перед началом покадрового сканирования плёнок. Он покрывает киноплёнку специальным составом жидкости, заполняющей царапины, трещины и сколы, что позволяет убрать до 90% таких дефектов на кадре без искажения резкости и без нанесения вреда носителю.

Покадровое высокоскоростное сканирование

Стандартом стало применение высокоточного сканирующего сенсора с широким динамическим диапазоном, который осуществляет сканирование киноплёнок со скоростью 8-25 кадров в секунду в цветовом режиме RAW16 и с высоким разрешением. Причём во время сканирования может автоматически выполняться коррекция яркости, первичная цветокоррекция и регулировка баланса белого.

Высокоточная лазерная система распознавания положения кадров

Для определения местоположения кадров при сканировании киноплёнки используется лазерная детекторная система, с высокой точностью считывающая отверстия перфорации. Лазерное детектирование кадров с изменяемым положением луча позволяет добиться исключительно стабильного изображения без вертикального дрожания кадра и скачков даже на киноплёнке с повреждённой перфорацией.

Источник света с диффузным фильтром

Диффузный фильтр и источник света с короткой длиной волны предназначен для равномерного освещения всего кадра, что позволяет замаскировать царапины и сколы на плёнке, а также добиться высочайшей детализации изображения и правильной цветопередачи.

Системы чистящих роликов (PTR)

Обязательным элементом стали также чистящие ролики со специальным покрытием PTR (Particle Transfer Rollers), которое полностью удаляет с поверхности плёнки всю пыль и волоски, что позволяет исключить их попадание на изображение во время сканирования.

Кадровое окно

Использование кадрового окна большего размера, чем исходная плёнка, позволяет получать изображение целиком в полный размер кинокадра. При этом изображение даже с деформированных и сильно скрученных плёнок получается в фокусе и без горизонтального дрожания.

Роликовый механизм для протяжки плёнки

В современных сканерах в лентопротяжном механизме нет грейфера и зубчатых колёс. Для протяжки плёнки, в том числе ветхой и повреждённой, используется роликовый механизм, позволяющий добиться максимальной плавности движения киноплёнки без её биения при сканировании.

В центре оцифровки видео- и аудионосителей корпорации ЭЛАР представлен наиболее полный на территории России и стран СНГ спектр современного оборудования для перевода в электронный вид киноплёнок, видеокассет, аудиобобин и других кино- и фономатериалов

Оцифровка видеоархива Республики Татарстан

В 2013 году одна из первых успешных работ по оцифровке кинодокументов была осуществлена в Республике Татарстан. Здесь создан электронный фонд пользования кинодокументов — оцифрованы киножурналы «На Волге широкой» за 1967-1979 гг.

По словам директора Архива аудиовизуальных документов Республики Татарстан Сергея Горохова, электронный фонд будет использоваться для предоставления киноматериалов средствам массовой информации, организациям, частным лицам для создания документальных фильмов, телевизионных передач, для ретроспективного показа в учебных заведениях в целях патриотического воспитания молодёжи.

Данный проект реализовывался корпорацией ЭЛАР, а об его уникальности свидетельствуют организационные и технические аспекты.

Переводу в электронный вид подлежали особо ценные единицы хранения кинодокументов на традиционных носителях форматов 35 мм, 16 мм, 9,5 мм и 8 мм, а также на различной основе. Это потребовало, во-первых, применения разного профессионального оборудования. (Скажем честно, не у многих занимающихся оцифровкой компаний есть аппаратура не то что для всего спектра плёночных носителей, а хотя бы для основного набора форматов.) Во-вторых, понадобилось проведение предварительной консервационно-профилактической обработки в сумме 168 900 погонных метров плёнки.

Транспортировка

Как и многие другие технологии, оцифровка кино- и фонодокументов становится с каждым годом доступнее по стоимости, быстрее и качественнее. Однако действительно качественная услуга может быть оказана только в специально подготовленных помещениях, где соблюдены температурно-влажностные режимы и режим освещения, есть весь набор вспомогательной техники.

Поэтому для видеоматериалов, отобранных и подготовленных сотрудниками Центрального государственного архива аудиовизуальных документов (ЦГА АД РТ) и Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан, была организована доставка в специализированный производственный центр ЭЛАР силами собственной логистической службы корпорации.

Предвидя вопросы по поводу сохранности, хочу сразу успокоить: технология перевозки отработана на сотнях проектов, используются специальные транспортировочные контейнеры-фильмостаты, а любые действия с документами актируются. При необходимости всегда можно организовать доставку Государственной фельдъегерской службой.

Сам процесс

На следующем этапе был произведён комплекс работ по подготовке плёнки, включая перемотку рулонов, проверку состояния склеек, перфорации и ракордов. А также по устранению выявленных дефектов: ремонту отсутствующих участков плёнки с использованием прозрачных вклеек, реставрации дефектной и повреждённой перфорации, склейке разрывов, укреплению. Была осуществлена двусторонняя ультразвуковая очистка всех видов плёнки с применением специальных жидких средств от загрязнений. Здесь надо отметить, что качество этих процедур и безопасность плёнки при их проведении во многом зависят от профессионализма сотрудника, и этому аспекту надо уделять особое внимание, равно как и технической оснащённости студии.

Только после этого, пройдя процедуру увлажнения в фильмостате, киноматериалы передавались на участок сканирования.

Обращу внимание на дальновидное решение Правительства Татарстана об оцифровке изображений с качеством не менее 2336×1752 пикселов, что приблизительно соответствует стандарту разрешения 2,3 К. Подобные форматы высокой чёткости сегодня пока редкость, однако через несколько лет они войдут в нашу жизнь так же, как в своё время вошёл формат FullHD 1080 p.

В связи с этим для оцифровки были выбраны профессиональные архивные киносканеры Muller HM Data Framescanner (8 мм, 9,5 мм и 16 мм) и Flashtransfer Vario (35 мм), являющиеся образцами самого современного оборудования.

Качество изображений гарантировали технология «влажного сканирования» (Wet Gate), используемая в сканерах высокоточная лазерная система распознавания положения кадров, источник света с диффузным фильтром, плавный роликовый механизм с уникальной системой чистящих роликов и другие передовые средства.

Сведение и выгрузка

На следующем этапе с использованием специализированных конвертеров в электронный вид с частотой не меньше 44,1 КГц были преобразованы звуковые дорожки — негативы оптических фонограмм и магнитные фонограммы.

Затем была проведена сложная и трудоёмкая работа по сведению изображения и звука с соблюдением оригинальной частоты кадров (16 кадров для формата 8 мм и 9,5 мм; 24 кадра для формата 16 мм и 35 мм). С помощью специализированного программного обеспечения была осуществлена коррекция цвета, яркости и контрастности, произведена покадровая реставрация, которая заключалась в программном удалении оставшихся трещин и сколов на изображении, дефектов и грязи, впечатанной в эмульсионный слой киноплёнки.

В завершении обработанные видео ролики были выгружены в форматы DPX и AVI. После этого полученные электронные материалы вместе с оригинальными кинодокументами были доставлены заказчику, и на основании акта, с проведением проверки, переданы сотрудникам Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан.

Таким образом, менее чем за два месяца, был создан уникальный фонд пользования — электронный видеоресурс из 192 киножурналов, посвящённых ключевым событиям культурной жизни и производственным успехам республики за 70-е годы XX века. А прошедшие реставрацию оригиналы записей сохранены для будущих поколений.
Сегодня данные видеодокументы активно используются культурным сообществом и СМИ Республики Татарстан. В ближайшее время ресурс будет расширяться, и к указанным кинодокументам, как уникальным объектам культурного наследия, планируется предоставить общественный доступ в режиме онлайн.

Рубрика: Проекты