8 августа 2012

Музеям нужны электронные архивы

Музеям нужны электронные архивы

Технологический прогресс, каким бы интенсивным он ни был, не изменит сложившейся гуманитарной миссии музея — хранить, изучать и представлять культурные, научные и художественные ценности. Однако именно информационные технологии становятся инструментами, благодаря которым современный музей выполняет свои традиционные функции более интенсивно, полностью совпадая с ритмом современности, а не выпадая из него.

Началом информатизации российских музеев стало создание информационно-справочных систем, которые могли бы использоваться всеми сотрудниками музея в практической деятельности. "Ещё пятнадцать-двадцать лет назад многие музейные работники относились с долей скепсиса к тому, что можно все учётные книги перевести в электронный вид и чётко знать не только, сколько ценностей хранится в музее, но и что именно, — рассказывает Александр Дремайлов, заместитель директора Исторического музея по информационным и компьютерным технологиям. — А уже пять лет назад около 800 российских музеев были оснащены информационными системами и начали вести документацию в цифровом виде, имея электронные учётные данные, а также оцифрованные изображения документов и самих объектов культурного наследия".

Национальный музей Татарстана активно применяет цифровые инструменты с начала 2000-х годов. В частности, корпорацией ЭЛАР было осуществлено сканирование и обработка книг по учёту музейной документации. Интересно, что среди старых книг учёта переведены в электронный вид книги описи Лихачевской коллекции, переданной музею при его основании в 1890-е гг. Знаменитая коллекция казанского собирателя, нумизмата А.Ф. Лихачева, стала основой для создания Казанского городского научно-промышленного музея. Описи представляют собой крупного формата зашнурованные книги с выполненными от руки описаниями вещевых, изобразительных материалов и нумизматики. Создание электронных описей позволило музею расширить доступ к ним для специалистов и исследователей.

Текстовые базы данных, формирование имидж-каталогов с последующим переводом их в машиночитаемый вид являются сегодня необходимой составляющей плановой музейной деятельности. Стоит отметить, что такие системы превратились в своего рода катализатор музейного развития. Оцифровка документов и экспонатов позволяет музею вывести на новый современный уровень как деятельность по сохранению и учёту культурного наследия, так и по взаимодействию с посетителями.

"Основа любого музея — это фонды, — рассуждает генеральный директор Национального музея Татарстана Гульчачак Назипова, — поскольку открыть все фонды для посетителей мы физически не можем, нам на помощь должна прийти электронная экспозиция, основой которой являются оцифрованные экспонаты. В нашем музее, как и в других, активно идёт работа по созданию электронного контента. Но нам нужно двигаться дальше и иметь для постоянной работы электронный архив. Такая система предполагает не только ведение учётной документации, но и хранение изображений экспонатов, оцифрованных книг и документов. Музею нужна платформа, которая позволяет не просто вручную извлекать данные, но и управлять всем музейным информационным ресурсом в интересах как сотрудников музея, так и посетителей".

С Гульчачак Назиповой солидарен Александр Дремайлов: "Электронный архив — это инструмент, который позволит атрибутировать музейный фонд. Официально считается, что российский музейный фонд насчитывает около 80 миллионов предметов. Но на самом деле мы имеем точное представление о хранении только 3-5 % экспонатов. В музеях хранится очень много совершенно неизученного материала, потому что вручную этот объём осилить невозможно. Полная оцифровка и создание систем для управления информационными ресурсами музеев будут способствовать изучению культурных ценностей".

От момента первого опыта человечества в собирании и хранении документальных, мемориальных свидетельств и эстетических ценностей и до настоящего времени, миссия музея осталась неизменной. Технический прогресс не совершает революцию в музейной сфере, но даёт новый импульс процессам, происходящим в ней. По мнению заместителя директора Исторического музея, с распространением цифровых технологий вся музейная работа будет идти более интенсивно: "Например, музеи сотрудничают с компаниями, делающими приложения для мобильных устройств. "Железка", которая сегодня есть в руках почти у каждого мыслящего человека, может использоваться, например, как автоматический электронный путеводитель. Технологии в музеях перестают быть экзотикой, а становятся инструментом для обычной плановой работы".

Рубрика: Культура