24 февраля 2012

Электронная сторона усадьбы

Заместитель директора Государственного музея-усадьбы "Архангельское", главный хранитель, Людмила Гринёва рассказала "Э.Док" о том, насколько успешно применяются в музее современные электронные технологии.

Э.Док: Людмила Владимировна, музей-усадьба начал "осваивать" электронные технологии с проекта по оцифровке декораций Театра Гонзага?

Л.Г.: Да, можно сказать, что это был первый проект. Он — самый масштабный, наиболее сложный и, в том числе по этим причинам, очень значимый. Но когда мы совместно с корпорацией ЭЛАР начали в 2003 году его осуществлять, компания уже занималась оцифровкой учётных книг в других музеях, и мы тоже воспользовались её опытом и знаниями в этом деле. Была проделана огромная работа и, надо сказать, что наше сотрудничество с корпорацией не останавливается на протяжении всех этих лет.

Э.Док: Что же было сделано?

Л.Г.: В первую очередь были оцифрованы две старые инвентарные книги — 1927-го и 1932-го годов, а потом для них разработана имиджинговая программа и определённые индексные поля, необходимые нам для работы. Дело в том, что музей был образован в 1919 году, но ни одной более ранней учётной книги не сохранилось. Книга 1927-го года была составлена по дворцовым залам, и в ней подряд описывались и живопись, и прикладное искусство — всё, что было на тот момент в Архангельском. В конце 20-х годов началось перераспределение художественных ценностей. Многие окрестные усадьбы превращались в дома отдыха и санатории, а экспонаты, которые надо было сохранить, свозили в Архангельское. Одновременно молодое советское государство проводило политику систематической продажи антиквариата, и экспонаты усадьбы тоже попали в эту "мясорубку".

Многие предметы фарфора были проданы как антиквариат через Мосторг, некоторые уходили на обстановку залов Дома советской армии. Архангельское в это время выполняло функции военного госпиталя после гражданской войны, а уже в 30-х годах были построены корпуса для санатория — то есть начиналось постепенное овладение усадьбой военным ведомством. В 1932 году возникла необходимость написания новой инвентарной книги, поскольку многие предметы были проданы — фарфор, мебель, графика, и целые страницы были вычеркнуты из книги 1927-го года.

И вот мы оцифровали эти две ветхие книги и, кроме того, сделали сопоставление: номера из книги 1927-го года были проставлены в книгу 1932-го и обратно. В 50-х годах, после войны, были созданы новые учётные книги — по коллекциям. Они являются действующими. А первые две переведены в архив, но процедура закрытия проведена не была, как это положено по инструкции 1985-го года. В результате в 90-е годы наша рукописная сличительная опись уже не принималась Министерством культуры, и надо было делать электронную версию, чтобы провести процедуру закрытия.

Более того, мы оцифровали все наши инвентарные книги, которые до сих пор, согласно инструкции по учёту и хранению, заполняются вручную, и можем по ним работать в электронном формате. Поскольку в отделе учёта у нас содержится и накапливается информация не только бумажная, но и электронная, мы обеспечили её надёжное хранение с помощью архивного сервера ЭЛАР АС-QSS2000-BD-045-2 ёмкостью 2,2 ТБ.

Э.Док: В музее-усадьбе богатое книжное собрание. Планируется ли его оцифровать?

Л.Г.: Да, Фонд редкой книги музея ныне насчитывает около 16500 томов: это издания XVI — начала ХХ вв., около 60 рукописных книг. В сентябре 2011 года в музее был установлен Комплекс планетарного сканирования ЭЛАР ПланСкан С2-ЦА-600, который, я надеюсь, поможет нам решить задачи сохранности книжных фондов.

Э.Док: Как Архангельское использует или планирует применять продукты, полученные в результате оцифровки, в музейной практике?

Л.Г.: Помимо всего, о чём я рассказала, мы также оцифровали всё собрание фотографий князей Юсуповых, касающихся как самих владельцев, так и их имений в России и за рубежом. Фотографии отсканированы и сохранены в двух форматах — JPEG и TIF, что позволит не только эффективно работать с ними исследователям, но и использовать в выпусках каталогов, репринтных изданий и так далее. Очень важно также то, что оригиналы снимков не будут лишний раз потревожены.

Рубрика: Культура