6 июня 2011

Государственные услуги в электронном виде: бизнесу, обществу и гражданину

Государственные услуги в электронном виде: бизнесу, обществу и гражданину

Российское законодательство определяет государственную и муниципальную услугу как деятельность соответствующего органа власти, а предоставление услуг в электронном виде предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Практическая ситуация, которая сегодня складывается в поле построения e-gov и оказания электронных госуслуг, рождает немало вопросов и "особых мнений" об этих процессах.

Руководитель проектов Администрации Уватского района Тюменской области Анатолий Юмашев убежден, что термин "электронная госуслуга" является заблуждением и стереотипом, доставшимся в наследство от Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Изначально речь шла об оказании госуслуг с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а затем значение термина было искажено. Эксперт полагает, что ИКТ при автоматизации государственных услуг должны использоваться для получения информации о состоянии дел и показателях, обмена информацией и общения на расстоянии, фиксации идей, задач, планов, обращений, инцидентов с целью повышения эффективности человеческой деятельности.

Ведущий эксперт по работе с государственными структурами компании DIRECTUM Тимур Меджитов считает, что ИКТ для оказания электронных госуслуг могут быть любыми — портал госуслуг, инфомат и даже личное обращение в многофункциональный центр. Самое главное — это максимальная оптимизация процесса исполнения услуги с помощью ИКТ. Например, если требуется провести какую-либо проверку данных, то эта операция должна проводиться автоматически без участия чиновника.

В любом случае, услуга в электронном виде предполагает двустороннее взаимодействие: гражданин или организация имеют право обратиться за ней к государству с помощью средств электронной коммуникации и получить ответ также в электронном виде. Заместитель генерального директора корпорации ЭЛАР Павел Плотников уверен, что весь цикл обработки от получения заявления до выдачи результата также должен проходить по всем инстанциям без использования бумаги.

Иного мнения придерживается Наталья Храмцовская, ведущий эксперт компании ЭОС, член Гильдии Управляющих Документацией и ассоциации ARMA International. Храмцовская полагает, что для получателя услуги не имеет значения, какие процессы — бумажные или электронные — происходят внутри государственной машины. Более того, эксперт убеждена, что во многих случаях выгоднее не переводить в электронный вид существующие процессы, а создавать новые.

Между тем, некоторые эксперты уверены, что построение e-gov предполагает именно отказ от бумаги. Например, Павел Плотников в понятие "электронного правительства" вкладывает электронную обработку госуслуг, электронное внутриведомственное взаимодействие и безбумажный внутриведомственный документооборот.

Заместитель начальника отдела Автоматизации режима "одного окна" ОАО "НПП "Гранит‑Центр" Александр Головко относит госуслуги к сугубо внешним проявлениям деятельности правительства. Ситуация же "внутри", по его мнению, не изменилась. Электронизация в государственных органах пока сводится к обмену отсканированными копиями бумажного документа, обработка заключается в хранении и передаче электронной копии, а использование документа по назначению происходит традиционными для бумажного документооборота методами.

Тимур Меджитов основной характеристикой электронного правительства называет минимизацию личного контакта между государством и заявителем с максимально продуктивным использованием информационных технологий. Эксперт говорит, что помимо предоставления таких актуальных для бизнеса и граждан услуг как получение паспорта, сдача налоговой отчетности и т.д., следует помнить про необходимость информатизации государственных функций, которые порождаются качественным выполнением услуг. Речь идет о формировании электронной полиции, средств защиты государства от внешних вторжений или качественном управлении госимуществом.

Что касается вектора взаимодействия в процессе оказания госуслуг, специалисты также придерживаются различных мнений. Так, Анатолий Юмашев полагает, что сегодня речь идет по большей части о взаимодействии G2C ("государство — граждане"), но за основу предлагает взять G2S (Government 2 Society), поскольку большинство услуг и ресурсов государственной власти направлено на поддержку и развитие общества в целом, а потом на бизнес и экономику. И уже в последнюю очередь на конкретную персону. Павел Плотников под электронными услугами в первую очередь подразумевает взаимодействие G2C. G2B — это в большей степени государственные функции (аккредитация, лицензирование, разрешительная работа и т.д.). И если электронный сектор G2B сходен с традиционным взаимодействием государства и бизнеса, и его давно пытаются перевести на электронные рельсы, то G2C — новая концепция, и многое приходится делать практически с нуля. Ясно, что в рамках электронного правительства должно присутствовать и то и другое, но в случае оказания госуслуг в электронном виде гораздо более сложная и важная задача — это взаимодействие "государство — граждане".

Источник: