В прошлом году в журнале «Закон» были опубликованы статьи об опыте создания электронных архивов в Ульяновском и Вологодском областных судах и судах мировой юстиции Тюменской области (см. № 5, с. 103–105, и № 10, с. 38–40). Материалы вызвали активную дискуссию среди профессионалов на сайте издания.
В отличие от локальных электронных хранилищ областных судов распределенные системы Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) объединили все суды общей юрисдикции, что позволило говорить о де-факто техническом переходе к прецедентному праву на региональном уровне. Техническом потому, что реальный переход требует изменений в законодательстве. Однако уже сегодня использование электронных копий дел предоставляет судьям Тюменской области и ЯНАО реальные механизмы повышения скорости работы и качества принимаемых решений одновременно.
Создание электронных копий дел позволяет исключить из правил хранения такой пункт, как срок хранения, который был принят как вынужденная мера в силу того, что хранение было дорого и физически не хватало места для бумажных дел. Сейчас стоимость хранения электронной информации, равно как и занимаемый ею объем, уже в сотни раз меньше затрат, связанных с традиционными документами. Благодаря этому появилась возможность сохранять и накапливать всю информацию по рассмотренным судом делам.
Но главное преимущество, предоставленное формированием электронных архивов, — это возможность мгновенно искать и анализировать накопленную информацию.
Оцифровка судебных дел осуществляется по типовому регламенту, согласованному с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, и обязательным элементом электронных хранилищ становится модуль полнотекстового распознавания, через который проходят абсолютно все отсканированные страницы. Именно он делает основной вклад в повышение эффективности деятельности судей, для которых возможность изучить сложившуюся практику является мощнейшим подспорьем. Полнотекстовый поиск позволяет находить похожие дела по информации, которая может отсутствовать в системе «АМИРС» или ГАС «Правосудие». Судья в любой момент может найти дела, в которых встречалась, например, определенная статья УК РФ, или составить более сложный запрос для проверки того, не фигурировало ли в процессах интересующее юрлицо.
То есть судьи получили возможность знакомиться с большим объемом информации и количеством дел за счет оперативного доступа к материалам, что позволило им готовить более качественные и проработанные решения и повысило степень единообразного толкования и применения законодательства. А помощники судей избавлены от необходимости перепечатывать тексты при подготовке документов и решений.
Доступ к электронному архиву судьи получают непосредственно из совещательных комнат. Такие рабочие места стали обязательным условием, начиная с самого первого проекта создания системы электронного архива (СЭА) Арбитражного суда Московского округа.
Существует мнение, что судей, которые захотят знакомиться с полными материалами дел, окажутся доли процента. Многие из них не имеют времени или желания внимательно просмотреть судебную практику, даже заботливо подобранную и распечатанную сторонами. Действительность показала, что, получив удобный инструмент поиска и анализа информации, судьи начинают активно им пользоваться, и большинство предложений по совершенствованию системы поступает именно от них.
Отметим, что, помимо обобщения судебной практики, электронные копии дел реформируют и другие процессы деятельности суда. Например, при ознакомлении появляется возможность предоставлять сторонам доступ к материалам дел в электронном виде, в том числе через информационный терминал в здании суда или с копированием на мобильный носитель. При этом полностью исключена возможность подлога или уничтожения — в СЭА сохраняется неизменяемый документ. Естественно, такой формат ознакомления, как и в случае с бумажным делом, возможен только с разрешения судьи.
Все готово и для публикации в Интернете полных текстов судебных дел, которая могла бы стать гигантским шагом в открытости деятельности судов. Однако сегодня это невозможно по ряду законодательных и технических причин, одной из которых является задача маскирования персональных данных.
Перед нами пример того, как информационные технологии упрощают работу и экономят время судей, обеспечивая одновременно эффективность, безопасность и открытость судебного процесса. Но главное — это возможность использования предыдущего опыта для повышения степени единообразного толкования и применения законодательства, что позволяет говорить о переходе к прецедентному праву.
Мы крайне положительно относимся к подобным дискуссиям, так как они позволяют получить непосредственные отклик и рекомендации к совершенствованию от обеих сторон процесса, и будем рады увидеть ваши мнения о наших решениях, в том числе на страницах портала zakon. ru.