Решение Верховного суда, легализовавшее самостоятельное копирование пользователями документов в читальных залах архивов, пока не привело к полному взаимопониманию между исследователями и архивистами в этом вопросе. В отраслевых сообществах сети Интернет развернулись эмоциональные дискуссии на данную тему. И, несмотря на выверенную позицию Росархива, страсти пока не утихают.
Напомним, решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2016 г. признан частично недействующим пункт 3.1.12 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах РФ в части ограничения прав пользователя на копирование при работе с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним. Решение суда вступило в законную силу 28 июня 2016 г. Апелляционная инстанция Верховного Суда РФ оставила решение без изменений. Пользователи читальных залов теперь имеют право применять собственные технические средства без звуковых сигналов и подключения к локальной сети архива, в том числе для копирования при условии, что это не влияет на работу других пользователей.
Перед архивами с новой силой встала задача обеспечить сохранность документов при их копировании пользователями, а также организовать снятие копий таким образом, чтобы не снизилось качество предоставления услуги по использованию архивных документов.
Представители отраслевой блогосферы, как архивисты, так и пользователи, комментируют решение ВС РФ по-разному.
ОГРОМНАЯ просьба ко всем ждущим данную новость — если пойдёте в архивы со своими «техническими средствами», то НЕ использовать никаких ручных или портативных сканеров, только фотоаппараты или мобильные телефоны. При этом заранее проверяйте отключение фотовспышки. Всегда учитывайте, что даже при копировании нельзя физически давить на документы, распрямлять их и т.п. с целью сделать кадр получше... Это по-прежнему запрещёно в п. 3.2.8 Порядка. Я это всё к тому, что не надо давать архивам повода утверждать, что мы отстояли право на варварское обращение с документами, и с правом копирования теперь уничтожим архивное достояние страны.
Не забывайте, в читальных залах практически любых уважающих себя библиотек вообще запрещёно пользоваться фото/видео/копирующей аппаратурой. Также практически во всех музеях фото и видеосъёмка является платной. Эту систему не сломать. К тому же ещё не последнюю роль при работе с архивами играют человеческие отношения. Если пользователь придёт в читальный зал и будет качать права, указывая на судебные решения, грозить судом, они, может быть, и дадут один раз вам бесплатно воспользоваться фотоаппаратом, но потом всячески будут чинить препятствия, и, в конце концов, отыграют свои потерянные деньги.
…мнение сотрудника Российского государственного военно-исторического архива, кандидата исторических наук Олега Чистякова относительно сегодняшней новости о подтверждении решения Верховного суда РФ по вопросу самостоятельного фотографирования в архивах: «Могу только предостеречь всех от впадания в эйфорию. Даже если всё так и есть, немедленные походы в читальные залы с фотоаппаратами сейчас закончатся плачевно для походников. Решение суда обязательно, конечно, для органа государственной власти, коим является Росархив, но для подведомственных учреждений — федеральных архивов, без приказа Росархива ничего измениться не может. А с провинциальными архивами ещё сложнее — они в двойном подчинении. Так что, ждите решения Росархива».
…мнение исследователя, профессора социологии Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Марианны Муравьевой: «К вопросу о копировании: безусловно, можно понять архивистов, заботящихся о сохранении фонда: много всяких проблем и пр. Но цифровое копирование исследователями позволит интенсифицировать наши исследования в том смысле, что с копированным материалом можно работать когда угодно и где угодно! То есть, в целом доступ к документам теоретически должен двинуть нашу науку (историческую, прежде всего) от чтения двух документов/одного фонда всю жизнь к крупным многоаспектным исследованиям, которые нам очень нужны, особенно, по эпохе до 19 века (да и после нужны)…»
Мнение постоянного посетителя архивов в качестве исследователя, сотрудника Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Ольги Шурыгиной: «Хорошо было бы хотя бы разрешить фотографировать на камеру мобильного телефона. Это не печатное качество, чего боятся всё архивы, но в то же время экономит много времени вместо переписывания/перепечатывания документов. Плюс иногда просто что-то (пометку, образец почерка, чертёж) необходимо зафиксировать для себя элементарно для памяти. Это экономит время и архива (в нём не сидят часами за переписыванием текстов), и исследователя».
От себя добавим, что сегодня, в условиях кризиса экономики, ряд региональных архивов меняют форму финансирования с казённой на бюджетную или даже автономную. В этих условиях каждая копейка на счету. Но… Те исследователи, которые переписывали документы, продолжат их переписывать, не имея средств на копирование. Т. е. архивы с них денег получить не смогут. И фотографирование таким исследователям нужно действительно лишь для ускорения и упрощения процесса работы. Документ при фотокопировании, при соблюдении всех необходимых мер аккуратного обращения с ним, будет меньше страдать. Повреждение документов — это ещё одна проблема, справедливо волнующая архивистов. Представляется, что именно в этой части должна быть, с одной стороны, проработана регламентация свободного фотокопирования исследователями, с другой стороны, осознана последними. И, наверное, третье. Фотокопирование упростит работу исследователям, которые осуществляют розыск и копирование документов по заказам третьих лиц. Но здесь, на наш взгляд, всё решает рынок. Тот, кто предлагает качественную услугу за оптимальную стоимость и срок исполнения, тот и получает заказчика. Более того, архивы не справляются при наличном штате со всеми поступающими запросами, прежде всего и потому, что выполняют огромное множество социально-правовых бесплатных запросов.
Не ищите проблему там, где её нет. Ручка — тоже инструмент, которым можно нанести ущерб документу: проковырять дырку, черкнуть по листу, залить документ чернилами и т.д. Но до сих пор как-то завзалом успевает за всеми следить. Ну и в зал же не шпана ходит, а солидные взрослые люди.
Работники читального зала должны следить по своим должностным инструкциям за правильным (безвредным для дела) его использованием посетителем. И не важно, каким я инструментом пользуюсь: ручкой, карандашом, планшетом, смартфоном. Некоторые исследователи, не подозревая даже о наличии такого вида инструмента как «планшет», издеваются над делами: плюют на пальцы, слюнявят; ставят на дела сумки, опираются всем весом, когда стоя читают, кладут листы на разворот дела и пишут на этих листах, перечислять можно ещё долго (по этому поводу на форуме даже тема есть.). Поэтому использование современных средств: смартфонов, планшетов, фотоаапаратов, работающих без вспышки, снимающих за секунды, нанесёт меньше вреда даже по количеству времени, открытого свету разворота с затухающим текстом, чем изучение текста трудно читаемого в зале на протяжении получаса и более. И, естественно, такая работа исследователей сокращает очереди в читальные залы.
Мы позвонили в читальные залы некоторых российских архивов и узнали, насколько в них «дружественно» настроены по отношению к посетителям, желающим самостоятельно копировать документы, и есть ли в этом настрое среди архивистов единодушие.
Необходимо заполнить заявление по форме и разрешается копировать с помощью телефонов или планшетов документы с экранов компьютеров или читальных аппаратов. Услуга копирования подлинников платная и осуществляется только сотрудниками архива.
Разрешено своими средствами фотографировать с экранов компьютеров или читальных аппаратов. Изготовление копий с подлинников документов — платная услуга. Интересно, что прейскурант предлагает посетителям на выбор — ксерокопию (!!!) документа, датированного до 1626 г., и печатных изданий по 1600 г., за 520 рублей за образ, электронную копию аналогичного документа, сделанную на книжном сканере, за 350 рублей, или образ документа, созданный на (!!!) планшетном сканере, стоимостью 640 рублей.
Самостоятельно копировать запрещёно. Пользователи пишут заявление, архив его рассматривает, и в зависимости от того есть или нет угроза физическому состоянию документа, принимают решение о его копировании. После этого копия документа может быть сделана только архивистами за плату по прейскуранту.
Копии с документов по запросам пользователей снимаются только на платной основе.
Делать копии документов самостоятельно запрещёно. Существуют платные услуги. Например, ксерокопия (!!!) одного листа документа XV-XVI вв. формата А4 стоит 80 рублей, а цифровая копия — 160 рублей.
Действует «Временный регламент организации копирования подлинных дел, документов, фонда пользования микрофотокопий (МФК) и справочно-поисковых средств техническими средствами пользователей при их работе в Санкт-Петербургских государственных казенных учреждениях — архивах, подведомственных Архивному комитету Санкт-Петербурга». В соответствии с ним посетитель пишет заявление, в котором указывает цели копирования, устройство и предполагаемые объёмы. Копирование подлинных архивных дел, документов техническими средствами пользователя организуется в специально отведенном для этих целей месте в присутствии специалиста архива, который контролирует обеспечение сохранности подлинников архивных дел, документов, в том числе недопустимость принудительного распрямления пользователем листов, «разламывания» переплёта дел, прижимания документов, а также контролирует использование пользователем копирующего технического средства. Плата за копирование не взимается.
Государственный архив Ярославской области
Пользователи пишут заявление по форме и бесплатно могут делать копии подлинников архивных документов и дел собственными техническими средствами при контроле со стороны сотрудника учреждения.
В ожидании Порядка
В настоящее время на сайте РГАЛИ размещёно письмо Федерального архивного агентства, адресованное директорам федеральных государственных архивов и руководителям уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела. В письме Росархив сообщает, что в настоящее время приступил к разработке проекта нового Порядка, отвечающего сложившимся реалиям.
На время до его вступления в действие рекомендовано следующее:
Во-первых, услуга по копированию подлинных архивных дел, документов, справочно-поисковых средств к ним техническими средствами пользователя оказывается за плату и включается в Прейскуранты работ и услуг, выполняемых архивными учреждениями на платной основе. Во-вторых, услуга оказывается на основании договора, заключённого между архивом и пользователем, с указанием необходимого времени и объёмов копирования, а также используемого оборудования. В-третьих, услуга оказывается в специально отведённом помещении, в присутствии архивиста, который контролирует сохранность подлинников и объёмы копирования.
Будем надеяться, что новый документ Росархива примирит сознательных пользователей с архивистами в вопросах копирования документов, и сотрудникам архивов не придётся изыскивать пути обеспечения сохранности дел, а исследователи получат удобные инструменты для своей деятельности.
Ordo ab chao!