6 апреля 2015

Найти своё прошлое и не потеряться

Найти своё прошлое и не потеряться

Анна Кулишевская В октябре 2014 года на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве представители отрасли впервые открыто заговорили о возможности введения платного online-доступа к информационным ресурсам архивов. Событие для консервативной сферы экстраординарное, поскольку «платный доступ» и «российский архив» — понятия взаимоисключающие друг друга. Во всяком случае, если опираться на отечественное законодательство, согласно которому граждане РФ имеют право свободно (то есть, бесплатно!) искать и получать для изучения архивные документы. Росархив намерен отобрать у них это право?

Не путать божий дар с яичницей

Информация для граждан и организаций о местонахождении документов Архивного фонда РФ является отрытой, а доступ к документам свободным (1). Ограничением служит разве что «Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращённых уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных  дел» (2).

Российские архивы, предоставляя пользователям возможность бесплатно искать и изучать архивные документы, также оказывают гражданам услуги в соответствии с принятыми нормативными документами, которые разработаны с опорой на длинный список законов и иных актов (3). В этом списке есть документ, описывающий, собственно, формы использования архивных документов и порядок исполнения запросов (4). Все запросы, поступающие в архив, делятся на три группы — тематические, генеалогические и социально-правового характера. Последние выполняются только на безвозмездной основе, тематические — в порядке оказания как платных, так и бесплатных услуг. Генеалогические запросы исполняются только платно.

На самом деле никакой революции в отдельно взятой отрасли Росархив, конечно же, не готовит. Услуги по исполнению генеалогических запросов уже сейчас архивы оказывают исключительно платно, а граждане, которые не хотят оплачивать поиск информации в документах Архивного Фонда РФ, могут искать её самостоятельно по документам в читальных залах архивов. Между «архивными информационными ресурсами» и «архивными документами» не ставится знак тождества. Под архивными ресурсами сегодня понимаются электронные ресурсы, создание которых в качестве задач есть в государственных программах «Информационное общество 2011-2020 гг.» и «Культура России (2012-2018 годы)», а также в проекте Концепции развития архивного дела до 2020 г. К сожалению, в российском законодательстве не закреплены понятия «архивный электронный ресурс» или «архивный информационный ресурс», что способствует смуте в умах архивной и около архивной общественности.

Камень преткновения?

Когда архивы говорят об организации платного доступа к информационным ресурсам, они имеют в виду в первую очередь комплексы документов, содержащие генеалогические сведения. На них есть спрос как со стороны частных лиц, так и со стороны коммерческих организаций, которые зарабатывают на трудоёмких исследованиях родословных. И архивные учреждения со спросом не справляются.

В 90-х годах прошлого века началась и не закончилась до сих пор очень показательная в этом смысле история. Генеалогическое общество штата Юта (организация Церкви святых последних дней или мормонов) за плату микрофильмировало документы генеалогического характера в отечественных архивах, делая две копии микрофильмов. Одну американцы забирали себе, а вторую оставляли архивному учреждению в качестве страховой. Генеалогическая работа мормонов тесно связана с храмовыми обрядами секты и учением о спасении. Произнесение имён усопших во время обряда «делает» последних принадлежащими к Церкви святых последних дней. «Исследовательская» деятельность сектантов в России была запрещена. В 2011 году Генеалогическое общество штата Юта начало размещать на своем портале familysеarch. org электронные копии документов из архивов РФ, как и документы из архивов других стран. Российская архивная общественность потребовала прекратить публикацию материалов. А российские генеалоги начали противостояние со своими соотечественниками-архивистами, желая получать доступ к документам любыми способами и по любым каналам, — даже у мормонов.

Для сотрудников архивов комплекс генеалогических документов, как и любой другой, — есть ценность, которую надо надлежащим образом хранить и беречь. Метрические книги, ревизские сказки, исповедальные ведомости, формулярные списки, клировые ведомости, городовые обывательские книги, дела о сопричислении к дворянскому роду, содержащие прошения, родословные росписи, копии жалованных грамот, патенты на чины и так далее и так далее, не приспособлены для массового использования. Частое обращение к подлинникам угрожает их сохранности. Работникам архивов физически тяжело переносить на руках, к примеру, метрические книги и ревизские сказки, толщина корешка которых может составлять 40-60 см.

Для непрофессионального исследователя главная проблема состоит в том, что самостоятельный поиск генеалогических сведений сопровождается методологическими, организационными, техническими сложностями и расходами. Большие этапы генеалогического исследования включают в себя: самостоятельный сбор максимума сведений по истории своей семьи, изучение специальной литературы по генеалогии, справочников по составу и содержанию документов одного или нескольких архивов, формирование требований, изучение собственно комплекса документов по генеалогии о представителях различных сословий. Генеалогические форумы пестрят сообщениями о том, что в том или ином архиве отказали выдать дело. О том, что исследование зашло в тупик, и для его продолжения необходимо отправиться, например, из Дальневосточного региона в Северо-Западный. Или наоборот. У современного пользователя, который привык к Интернету примерно так же, как к электричеству, начинается когнитивный диссонанс, когда он пытается взаимодействовать с архивными учреждениями. Ему нужен максимально простой механизм поиска информации по всем архивам и работа c документами в режиме online — из дома или вуза.

Для отечественных архивов платный доступ к информационным ресурсам — это возможность снять противоречия и сложности, возникающие при обращении к архивным источникам. «Пользователю нужен эффективный инструмент для поиска, действительно эффективный, а не такой, когда в результате запроса выдаётся масса документов, в которых нужно разбираться. Архивисту нужно соблюсти интересы исследователя и учреждения, то есть изъять из обращения подлинники документов, и предоставить пользователю их цифровые копии. Но переводить в электронный вид все фонды экономически не выгодно, поскольку востребованы только 5-7% документов Архивного фонда. Значит, нужна информационная система, с помощью которой гражданин, легко отыскав документ со своего компьютера, имел бы возможность в течение, скажем, двух суток, получить оцифрованную копию нужного документа. Чтобы пользователь из любой точки страны мог ознакомиться с делом из любого архива, заказать и получить цифровые копии необходимых документов», — высказался в интервью газете «Э. Док» в августе 2014 года заместитель руководителя Росархива Олег Наумов.5 В октябре тема платных online-услуг стала основной на Совете по архивному делу при Росархиве. В докладе руководителя Федерального архивного агентства Андрея Артизова проблематика организации платного доступа к архивным информационным ресурсам заявлена как требующая «самостоятельной проработки», в том числе в определении тематической направленности ресурсов, их функциональности, размещения, информационной безопасности, механизмов оплаты и так далее.

Find my past

Что есть у российского генеалога из удобных инструментов для проведения исследования?

База данных «Центральный фондовый каталог» по состоянию на октябрь 2014 года содержит информацию о 588 044 фондах, что составляет более 60 % отобщего объёмаописанийдокументов на уровне фонда и около 20 % описаний на уровне дела, хранящихся в федеральных, региональных и муниципальных архивах. Большая часть этой информации доступна бесплатно в режиме онлайн. Ознакомиться с ней можно на портале «Архивы России». На сайтах некоторых (!) архивов есть возможность искать информацию по спискам фондов, реестрам описей дел, самим описям.

Исходя из своих скромных возможностей, архивы всё-таки создают цифровые информационные ресурсы по генеалогии: объединённая система данных о населении «Поколения Пермского края», базы данных на основе метрических книг и ревизских сказок в Государственных архивах Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Хабаровского края, Сахалинской, Самарской, Пензенской, Ярославской, Еврейской автономной и других областей.

Но автоматизация процессов исполнения генеалогических запросов, создание электронного фонда пользования генеалогическими документами — это, что называется, почти идеальная ситуация как для самих архивов, так и для пользователей. Успешные практики в данном направлении пока единичны, уровень информатизации, возможности для внедрения программно-поисковых средств и оцифровки документов у архивов не очень высоки. Повторимся, есть спрос на генеалогическую информацию, в том числе коммерческий. И создавать цифровые ресурсы на бюджетные деньги, не давая возможности архивам зарабатывать на этом процессе, чтобы решать большую задачу сохранения документов Архивного Фонда РФ и предоставления к ним доступа — преступление против здравого смысла.

Любопытный опыт представления генеалогической информации на условиях абонентской повремённой платы имеет Национальный архив Швеции, который предлагает доступ к базе данных оцифрованных документов по цене 50 крон за 3 часа, или годовую подписку за 995 крон (примерно 5 000 руб.).

Если говорить об опыте других стран, то крупнейшие генеалогические общества, как правило, не публикуют в открытом бесплатном доступе свои базы данных. Ресурсы, которые представлены в сети Интернет, позволяют осуществлять поиск только по фамилии, имени и датам жизни человека, но не построить полноценное генеалогическое древо. Национальный архив Великобритании реализует силами волонтёров проект Find my past («Найди своё прошлое»). В архивах Финляндии также планируют представить в свободном доступе в сети оцифрованные копии метрических книг, разработав специальный сервис, позволяющий волонтёрам в режиме удалённого доступа описывать прочитанные записи и вносить эту информацию в базу данных архива. Национальные архивы Латвии и Эстонии с помощью европейских грантовых средств создали и ведут генеалогические базы данных «Радураксти» («Родословная» в Латвии) и «Сага» (в Эстонии). Эти ресурсы представляют собой коллекцию оцифрованных церковных книг (по конфессиональному и географическому принципу), материалов переписи населения. Для получения доступа к базам данных необходимо пройти регистрацию, после которой доступ к образам самих документов будет бесплатным. В Швеции установили абонентскую повременную плату за доступ к цифровым ресурсам архивных документов.

Возможны ли в России краудсорсинговые схемы, и насколько затраты на волонтёрские проекты (и финансовые, и организационные) могут оказаться соразмерны рискам, качеству и срокам их реализации? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно сравнить географию  Великобритании,  Финляндии и Российской Федерации, и объёмы архивных фондов.

Конечно, отдельно взятый архив или даже архивные учреждения  на  уровне  региона могут использовать  краудсорсинговую модель для создания цифровых ресурсов, создать собственный портал и оказывать онлайн-услуги. Платно или бесплатно — даже не вопрос. Вопрос в том, что для пользователей не будет решена задача оптимизации доступа к фондам разных архивов. И если архив решит всё-таки зарабатывать, востребованность его услуг  будет  ниже  в  разы по сравнению, скажем, с порталом централизованным, аккумулирующим ресурсы всех российских архивов. В итоге неизбежно встанет тема рентабельности, целесообразности затрат и так далее и так далее… Очень не хотелось бы, чтобы инициатива Росархива по организации online-доступа к архивным информационным ресурсам снова закончилась многозначительным многоточием.

(1) Федеральный закон от 22. 10. 2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

(2) Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25.07.2006 N 375/584/352 г.

(3) Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации   о культуре», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», «Правила организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук».

(4) Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 «Правила организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук».

(5) «Будущее российских архивов: унификация с учётом потребностей», журнал «Э.Док», № 2 (20) 2014, стр. 2-3.

Рубрика: Архивы