7 апреля 2015

Электронные архивы в судах общей юрисдикции: курс на полнотекстовую оцифровку

Виктор Коротков В прошлом году в журнале «Закон» были опубликованы статьи директора Департамента по работе с научными и правовыми организациями корпорации ЭЛАР, к. т. н., Виктора Короткова об опыте создания электронных архивов в Ульяновском и Вологодском областных судах и судах мировой юстиции Тюменской области (см. № 5, стр. 103-105 и № 10, стр. 38-40). Материалы вызвали активную дискуссию среди профессионалов на сайте издания. Читатели заинтересовались возможностями и перспективами организации работы с материалами дел в электронном виде как для судей, так и для сторон процессов. Участники обсуждения даже использовали понятие «гиперпрецендентности» и вовсю фантазировали о вынесении вердиктов компьютером на основании ранее принятых решений по делам с аналогичным составом преступлений.

Актуальность задачи создания системы электронного архива (СЭА) получила подтверждение в виде новых проектов, о которых мы и хотим рассказать сегодня, параллельно отвечая на резонно поднятые читателями журнала «Закон» вопросы. Итак, зачем вообще нужна СЭА?

Электронный архив работает в связке с ГАС «Правосудие» и АМИРС, значительно расширяя функционал систем судопроизводства. Среди возможностей СЭА: хранение любого объёма контента без снижения производительности, формирование различных политик доступа к документам и данным, в том числе для внешних пользователей; построение распределённой инфраструктуры хранения, синхронизированной с системой судопроизводства и т.д.

Решение строится на базе сертифицированной ФСТЭК ЕСМ-платформы, обеспечивающей защищённое хранение и управление всеми электронными ресурсами суда. Например, в состав дела включаются аудиои видеопротоколы судебных заседаний, хранятся записи сеансов видеоконференцсвязи и другие файлы. Кстати, зачастую система протоколирования внедряется параллельно с СЭА.

Подобный подход реализован в недавно сданной в промышленную эксплуатацию СЭА мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа — второй, после Тюменской области. В хранилище объединены не только оцифрованные  материалы  находящихся в производстве дел, но и соответствующие видеопротоколы заседаний. Встроенные механизмы репликации ЕСМ-платформы работают по расписанию и даже в условиях «слабых» каналов связи.

Участники дискуссии высказывали мнение о том, что «оцифровывать нужно только текущие дела, а перевод в электронный вид ретроспективы никому не нужен». В большинстве проектов, в том числе в ЯНАО, так и происходит. Но, ощутив преимущества работы с электронными документами, судьи просят внести в архив «свои» дела за последние 3-5 лет. Да, для адвокатов архив уже завершённых дел интереса не представляет, однако для судей возможность изучить сложившуюся практику является мощнейшим подспорьем в текущей деятельности. Случались ситуации, когда при построении СЭА начальная оцифровка не была запланирована, но судьи сразу просили перевести некоторые рассмотренные дела в электронный вид, так как по ним ожидалось большое количество обращений и требований предоставить информацию.

В 2014 году типовые комплексы СЭА, помимо областных судов и централизованных внедрений в мировой юстиции, стали появляться в судах районного звена. Пионерами стали районные суды города Барнаула, а также Реутовский городской суд.

Как и во всех проектах по созданию СЭА, кроме участка оцифровки в их состав был включён модуль полнотекстового распознавания, через который проходят абсолютно все отсканированные страницы. В архив электронные дела попадают уже в формате двухслойного PDF, с возможностью поиска по всему распознанному тексту.

С этим аспектом связан следующий тезис дискуссии: «не надо делать полнотекстовые базы всех дел, вполне достаточно судебных решений». (Стоит отметить, что стоимость распознавания одной страницы ничтожно мала). С одной стороны, действительно, для практикующего юриста гораздо важнее сами выводы суда, выводы о том или ином применении норм права, изложенные в решении. Публикация в Интернет полных текстов судебных дел, хоть и могла бы стать гигантским шагом в открытости деятельности судов, сегодня невозможна по ряду законодательных и технических причин. Одной из которых, например, является задача маскирования персональных данных. Проводить необходимо, средства в ЕСМ платформе имеются, но трудоёмкость процесса чрезмерно высока.

Но с другой стороны, переводя дела в электронный вид, суды решают ряд важных задач. Во-первых, появляется возможность упростить процессы ознакомления и предоставлять сторонам доступ к материалам дел в электронном виде, в том числе через информационный терминал в здании суда, или с копированием на мобильный носитель. При этом полностью устраняется возможность  подлога  или  уничтожения  — в СЭА сохраняется эталонный, не изменяемый документ. Естественно, такой формат ознакомления, как и в случае с бумажным делом, возможен только с разрешения судьи. Во-вторых, полнотекстовое  распознавание обеспечивает качественный и быстрый поиск информации, что является удобным средством анализа и обобщения судебной практики.

Одним из участников дискуссии было высказано мнение, что «судей, которые захотят знакомиться с полными материалами дел, окажутся доли процента. Многие из них не имеют времени или желания внимательно просмотреть судебную практику, даже заботливо подобранную и распечатанную сторонами». На самом деле это не так. Получив сподручный инструмент поиска и анализа информации,  судьи  начинают  активно им пользоваться, и большинство предложений по совершенствованию системы поступает именно от них. Начиная с первого проекта по внедрению СЭА, мы стали традиционно оборудовать специальные рабочие места с доступом к электронному архиву непосредственно в совещательных комнатах. Так было в Санкт-Петербургском городском суде и в Воронежском областном. Судья в любой момент может найти дела, в которых встречалась, например, определённая статья УК РФ. Или проверить, не фигурировало ли в процессах некое юрлицо. А помощники судей избавлены от необходимости перепечатывать тексты при подготовке документов и решений.


Рубрика: Архивы