22 июня 2011

Нетленный веер Марии Тальони

Нетленный веер Марии Тальони

В октябре 2011 года после реставрации и реконструкции вновь откроется историческое здание Большого театра. Это событие будет не только широко отмечаться, но и станет своего рода точкой отсчета — у главного театра России начнется новая жизнь.

В ходе реконструкции, которая длилась с 2005 года, были отреставрированы историческое здание и служебный корпус театра — дом Хомякова. Площадь Большого увеличилась почти в два раза благодаря "углублению" театра. Под сценой теперь пять технических подземных этажей. В театре — самая современная световая техника, самая большая в Европе гидравлическая машина, обеспечивающая трансформации сцены.

Технологии, которые были задействованы в Большом, способствовали не только созданию передового уровня оснащения театра, но и сохранению культурного наследия. Например, декоративный текстиль восстанавливали по истлевшим лоскуткам и ткали на исторически верных станках. Каждую стенную панель зрительного зала изготовили из резонансной ели. Такие деревья растут в нескольких местах на планете, и в ход шли только те доски, которые получали одобрение специалистов по акустике из Германии. Качество реставрации Большого уже высоко оценила комиссия ЮНЕСКО.

Для Музея Большого театра тоже наступили новые времена. Музей готовит виртуальную экспозицию театральных костюмов XVIII-ХХ веков, которая насчитывает около тысячи предметов. Музей планирует представить эту экспозицию широкой публике в дни открытия исторического здания театра и новых выставочных пространств в его отреставрированных помещениях — залах "Под фронтоном", Бетховенском и Музейном.

Всего в сокровищнице Музея Большого театра — более 80 тысяч экспонатов. Авторские клавиры опер и балетов с автографами композиторов: Римского-Корсакова, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича. Программа первой постановки "Жизели" в 1844 году. Дирижерская палочка Чайковского. Автограф Юрия Гагарина на программке оперы "Руслан и Людмила". Почетные ключи от Сан Франциско и Лос-Анджелеса, полученные в Америке во время гастролей Большого. Парчовый халат Шаляпина. Тетради с записями Нижинского и единственный в мире слепок его стопы. Веер Марии Тальони. Пуанты Анны Павловой. Молитвенник Глинки. Гримировальный прибор и "гребень Кармен" Марии Максаковой. Коллекция уникальных сценических костюмов Леонида Собинова.

Эти и другие экспонаты в течение многих лет были практически недоступны для просмотра. И если современные строительные технологии дают новую жизнь и одновременно сберегают детище Осипа Бове и Альберта Кавоса, то на помощь музею и его зрителю приходит 3D-съемка.

Для 3D съемки объектов использовалось оборудование "ЭЛАР-Ортери", которое является, пожалуй, единственным сегодня, с помощью которого можно создать электронную коллекцию объемных предметов, не травмируя их. Экспонат устанавливается на поворотную платформу, автоматическая камера, по заранее заданным параметрам съемки, делает от 20 до 360 кадров, а затем снимки складываются в единый ролик. Оцифрованный за 5-10 минут объект можно посмотреть на экране монитора со всех сторон, приблизить, рассмотреть детали, получить дополнительную информацию о нем.

Первые экспонаты, ставшие частью электронной коллекции Музея Большого театра — это предметы оперного гардероба Леонида Собинова, сшитые в Италии и России по эскизам великих художников Льва Бакста, Константина Коровина, Луиджи Сапелли, Модеста Дурнова. Сложно себе представить, сколько усилий и затрат потребовалось бы, чтобы отснять их традиционным способом в разных ракурсах и смонтировать в 3D. Теперь возможно увидеть костюмы великого тенора, в которых он пел партии Надира из оперы Бизе "Искатели жемчуга" 1903 года, Герцога Мантуанского из оперы Верди "Риголетто" 1905 года, а также облачение Фра-Дьяволо из одноименной оперы Обера 1905 года.

Десятки лет в запасниках хранилось шелковое платье, в котором Майя Плисецкая танцевала "Анну Каренину". Его невозможно было показать широкой публике, и тем более вывозить за пределы музея Большого театра из-за риска травмировать и потерять экспонат. Костюм Плисецкой тоже отснимут в 3D, и он будет доступен для просмотра как специалистам, так и любителям театра. Реликвии истории Большого театра войдут в основу экспозиции виртуального музея, а также пополнят выставку "Театральный костюм в собрании Большого театра", которую в 2012 г. продемонстрируют в Лондоне, в музее Виктории и Альберта.


Рубрика: Культура